Статус современного педагога

, учитель биологии

МОУ «Усть – Карская СОШ»

Сретенского района Забайкальского края

Статус современного педагога в российском общественном сознании

«Учитель! Слово-то какое!.. - лирично писал А. Фадеев в «Молодой гвардии».- В нашей стране, где учится каждый ребенок, учитель - это первый человек. Будущее наших детей, нашего народа - в руках учителя, в его золотом сердце. Мы б должны, завидев его на улице, за пятьдесят метров шапку снимать из уважения к нему...». Учителем часто называют человека, чья мудрость и жизненный опыт оставили глубокий след в развитии отдельной личности и ее судьбе. В педагогическом, а, следовательно, более узком и непосредственном значении педагог-учитель - это специалист, ведущий учебно-воспитательную работу с учащимися. Его задачи и функции, роль и место в общественной жизни менялись на различных этапах развития общества.

Отношение к учителю в российском обществе всегда было неоднозначным. Вероятно, причина этого заключается в том, что слишком большая ответственность ложится на педагогов. От них во многом зависит, какими будут следующие поколения, какие ценности будут преобладать у них.

Основная проблема школы сейчас в том, что социальный статус учителя чудовищно занижен. Кто такой учитель в глазах современного общества? Это или фанатик своего дела, воспринимаемый окружающими как "человек со странностями", или неудачник, который не смог добиться ничего, кроме скромной жизни на нищенскую зарплату. И это вместо бесконечного уважения, которым должны по праву пользоваться (и всегда пользовались!) люди этой профессии! Поэтому вполне закономерна сложившаяся тенденция последних лет к снижению роли и значения учителя в современной жизни, все больше и больше уступающего своё место новым компьютерным технологиям и зарождающемуся искусственному интеллекту, что только подтверждает необходимость усиления внимания со стороны государства и общества к учителю. Необходимость изменения стереотипа восприятия современного Учителя и увеличения в общественном сознании его статуса в этой роли, а не как обучателя, продиктована существующими темпами научно-технического прогресса, количеством созданных человечеством и накопившихся материальных ценностей и необходимостью их дальнейшего правильного использования в целях сохранения, а желательно и дальнейшего процветания современной цивилизации.

Однако на каждом этапе исторического развития требования к личности меняются, потому меняются требования и к учителю. Педагогу приходится идти в ногу со временем. Кроме того, любые действия учителя всегда оцениваются с разных точек зрения: учеников, их родителей, коллег, руководства и т. д. Человек, работающий по этой специальности, всегда находится в центре внимания.

Сейчас в России около 2 млн. учителей. Педагоги воспитывают нового человека статус современного педагога - всесторонне и гармонически развитого, образованного, подготовленного к жизни. Россияне чаще причисляют учителей к категории людей, идущих в ногу со временем, нежели к отсталому, несовременному социальному слою. В то же время многие признают, что в ряде вопросов сегодняшней жизни школьники разбираются лучше, чем их наставники.

Мною проведён опрос среди родителей и учащихся, которым были предложены следующие вопросы:

Ø  Как Вы думаете, большинству учителей их профессия нравится, или не нравится?

Ø  Пользуется ли уважением профессия школьного учителя?

Ø  Как Вам кажется, сегодня российские учителя в целом оказывают, или не оказывают влияние на взгляды школьников?

Ø  Как, по-вашему мнению, работают сегодня учителя – отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо или очень плохо?

По данным опроса, 51% респондентов высказали предположение, что учителям их профессия нравится. 32% участников опроса полагают, что учителям их профессия не нравится, 16% затруднились ответить.

В ответах на вопросы, отражающие привлекательность учительской профессии 48 % участников опроса считают, что профессия учителя не пользуется уважением, 41 % отметили уважительное отношение к профессии учителя, 11 % затруднились ответить.

Если говорить об авторитете учителя не в общесоциальном плане, а в «узко-воспитательном разрезе» – с точки зрения реализации его педагогической миссии, – то данные опроса позволяют предположить, что в целом он невысок. Лишь 53 % полагают, что сегодняшний российский учитель оказывает значительное влияние на взгляды детей. 32 % считают, что это влияние незначительно, а 15 % опрошенных вообще отказывает учителям в таком влиянии. Что же касается оценки качества работы школьных учителей, то чаще всего ее оценивают на «удовлетворительно» (74%). «Хорошие» и «отличные» оценки выставляют в общей сложности 18% опрошенных, 8 % затруднились оценить, как учителя справляются со своими обязанностями.

Нелёгок хлеб добываемый, на учительской ниве, но поистине достоин всеобщей благодарности педагог, избравший свою профессию по призванию и высокому гражданскому долгу. Его труд, полных тревог и волнений, радостей и печалей, дерзаний и поисков - это вечное испытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и человеческую незаурядность.

В своё время находил должность учителя «настолько превосходной, как никакая другая под солнцем». Он требовал, чтобы, с одной стороны население относилось с уважением к учителю, а с другой – чтобы учитель понимал, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон чувства собственного достоинства. Эти мысли великого педагога актуальны и в наше время.

Таким образом, учитель не только профессия, суть которой дать знания. Это высокая миссия, предназначение которой - сотворение личности, утверждение человека в человеке. Жизнь в педагогической профессии - это неустанный труд души.


Источник: http://pandia.ru/text/79/081/55431.php



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Статус современного педагога в российском общественном сознании «Учитель! Маска поросят к сказке три поросенка

Статус современного педагога Статус современного педагога Статус современного педагога Статус современного педагога Статус современного педагога Статус современного педагога

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ